Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Конец "Золотого века" в средней Италии
V - Последователи Микель Анджело

6 - Художники школы Фонтенебло

Дочено60, урбинца Федериго Цуккаро61, болонца Пеллегрино Тибальди62, а также близких к ним живописцев, из которых следует назвать Сичиоланте63, Джованни Баттиста Франко64, семью кремонских мастеров Кампи65, брешианца Латтанцио Гамбара66 и мн. др. Все это в высшей степени даровитые художники, красивые декораторы и необычайные знатоки своего дела, набившие себе руку в композиции согласно канонам, почерпнутым в изучении произведений Микель Анджело, в совершенстве владевшие перспективой, наукой пропорций и при этом великие знатоки архитектуры и в не меньшей степени - античного искусства. Но все они страдают одинаковыми недостатками - холодом, отсутствием жизненности и убедительности.

 

Примечания

60 Из произведений обычного сотрудника Вазари, Кристофано Герарди "Дочено" (род. в 1508 г. в Борго, умер в 1556 г. во Флоренции), необходимо выделить прекрасный плафон в палаццо Вителли в Читта ди Кастелло. В смысле роскоши и сочности форм эта декоровка может спорить с произведениями фламандцев XVII в., и невольно приходит на ум, что Рубенс должен был изучать эту живопись. Дочено был замешан в заговоре против Козимо Медичи и до 1554 г. находился в ссылке.

61 Federigo Zuccaro, или Zuccari, родился в SantAngelo m Vado около 1543 года; своим художественным образованием он главным образом обязан брату Таддео, к которому он отправился в Рим. Здесь он быстро приобрел первенствующее значение среди живописцев и исполнил ряд сложных работ, частью начатых Таддео. Успех Федериго породил ему массу врагов, которым удалось, наконец, очернить его в глазах папы Григория XIII, после чего художник принужден был бежать из Рима. Изъездив всю Европу, он добился своего помилования и вернулся к папскому двору. Одно время он был занят работами для Филиппа II в Эскуриале, а последние годы Федериго провел в путешествиях по Италии, во время которых в Анконе он и умер в 1609 г.

62 Пеллегрино Тибальди родился в Пурии близ Лугано в 1527 г., своим воспитанием, однако, он принадлежит к Болонье, куда переселился его отец, бывший архитектором. В 1547 г. Пеллегрино посетил Рим, где принял участие в росписи парадных комнат в Замке св. Ангела и где он расписал плафон одной из капелл в церкви San Luigi dei Francesi. Вернувшись в Бодонью, Пеллегрино соорудил и разукрасил живописью ряд грандиозных зданий, среди которых особенного внимания заслуживает нынешнее здание университета и изуми тельная, ясная в красках и совершенная но рисунку декоровка двух зал в нижнем этаже этого дворца, изображающая главные эпизоды "Одиссеи" и разные декоративные мотивы. Позже он перешел на службу к архиепископу Миланскому, великому строителю (святому) Карлу Борромейскому, и по его поручению докончил фасад и внутренность Миланского собора, построил архиеписковский дворец и массу других монументальных зданий. В 1587 г. Филипп II пригласил его в Испанию, где Тибальди заведовал декоровкой Эскурила. Вернувшись в 1596 г. в Милан, Пеллегрино умер в том же году, 27 мая.

63 Джеродамо Сичиоланте да Сермонета - лучший ученик и сотрудник Перино дель Вага, родился в Сермонете (отсюда его прозвище) в 1521 г. К лучшим его работам принадлежит роспись капеллы кардинала Cesis в S. Maria della Расе, фреска "Крещение Хлодвига" (Маттео Мальвецци) в болонском San Martino, картины, украшающие капеллу Массимо ди Рипьяро в римской Santa Maria Maggiore. Умер С. около 1580 г.

64 Превосходный рисовальщик Джованни Баттиста Франко "il Semolei" родился в Удине в 1510 г., умер в Венеции в 1580 г. Из художников Венецианской области он ближе всех подходит к римской школе.

65 Кремонская семья Campi дала целый ряд знаменитых в свое время художников, которые совершенно затмили для всей эпохи господства академических принципов славу прелестного Бокаччино. Родоначальником Кампи был Галеаццо, художник еще близко стоящий и к Боккачино, и к некоторым венецианцам переходного от кватроченто к чинквеченто времени. Из сыновей его Джулио (1500-1572) заслуживает наибольшего внимания - это превосходный гибкий эклектик, начавший с подражания Порденоне (фреска в Santa Agatha), перешедший затем к стилю Джулио Романо (Вазари называет его учеником Джулио) и кончивший красивыми работами во вкусе Паоло Веронезе, который был на двадцать лет моложе Кампи ("История Эсфири" в кремонском Дуомо, 1567 г.). Двум его братьям и ученикам, Антонио (1530?-1591) и Винченцо (1532-1591), принадлежат красивые, но холодные фрески, украшающие многие церкви в Кремоне и в Милане). Шедевром Антонио является плафон сакристии в кремонском San-Pietro, рядом с плафоном Пеллегрино Тибальди в болонской Universita - одно из изумительнейших разрешений иллюзионистской живописи и пресловутых sotto in su (снизу вверх), столь занимавших художников еще со времен Мантеньи и Мелоццо (Илья Пророк изображен мчимым белыми конями над "вскрытым" колонным залом. Напомним, что подобная идея была уже использована Джулио Романо во фреске "Аполлон и Диана" в Palazzo del Те). Не менее искусен и красив плафон в миланском San Paolo (1561 г.?). К братьям Кампи примыкают и другие кремонцы XVI века, все образцовые в чисто школьном смысле художники, вели кие знатоки своего дела, но скучные и холодные эклектики: (их родственник?) ученик мантуанца Ипполито Коста-Бернардино Кампи (1522?-1592), автор грандиозного купола в кремонском San Gismondo ("Gloria del Paradiso"), Бернардино Гатга "Сонро", удачно дополнивший роспись Порденоне в Santa Maria di Campagna в Пиаченце и написавший знаменитое "Чудо с хлебами" в рефекториуме San Pietro в Кремоне, племянник последнего, маньерист Джервазио Гатга и, наконец Дж. Б. Тротти-Малоссо (1555-1607), один из лучших рисовальщиков своего времени, продолживший стиль "высокого Ренессанса" вплоть до первых лет XVII века. Напротив того, отдельно стоят такие кремонцы, как рафаэлитДж. Фр. Бембо "Ветрарио", автор прекрасного образа 1524 г. в Сан Пьетро, могущего спорить с "Мадонной" Перуцци в S. Maria della Paco, Бернардино Рикка, написавший еще в 1521 г. прекрасное "Снятие со креста" (церковь San Pietro), очень близкое по композиции к знаменитой картине Даниеле да Вольтерра, но более горячее в тонах и патетичное по выражениям, и Альтобелло да Мелоне, продолживший (с 1516 г.) роспись кремонского Дуомо, начатую Бокаччино и Бембо (1515 г.), и обнаруживший в течение работы удачное усвоение некоторых приемов Романино, явившегося (в 1519 г.) еще до Порденоне в роли обновителя кремонской школы согласно духу "золотого века".

66 Латтанцио Гамбара, сын портного, родился в Бренди в 1530 г. Ученик Антонио Кампи и Моретто да Бреша; был женат на дочери Романино. Из его произведений особенно хороши те, в которых было дано развернуться его декоративному чувству (напр., фасады домов, зал в Palazzo dйlia Pretura в Бресте и т. п.). Мощный рисунок он соединял с красивым колоритом венецианского оттенка. Умер Л. в 1574 г.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.