Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Конец "Золотого века" в средней Италии
V - Последователи Микель Анджело

4 - Фьорентино Россо

Прекрасный, но совершенно холодный стилист Россо52 представляет в общей истории живописи тот интерес, что он кладет начало явлению, которое можно назвать "возвращением французского искусства к латинизму". Приглашенный во Францию, Леонардо умер, не успев положить твердый фундамент обновленному, "возрожденному" искусству. Еще менее удалось это Пакиаротто, Паккия, Сарго, Соларио и его ученику Этиену де Шалон. Напротив того, по приезде Россо господство национальных традиций, наивно-волшебное "царство готики" безвозвратно кончается, уступая и во Франции место "вкусу, воспитанному на изучении древних"53. Именно с его прибытия ко двору Франциска I начинается новая эра, медленно подготовляющая расцвет французской живописи в XVII и XVIII веках.

Пьер Бербетт. Пирушка. Гравюра.

Впрочем, "la buona maniera", привезенная Россо во Францию, была лишь кажущимся возвращением к древним, на самом же деле являлась парафразой грандиозного, во всех своих частях нового искусства Микель Анджело. Но только если уже в Италии, при всей ее передовой развитости, не нашлось достойных преемников Микель Анджело, то еще менее это могло теперь случиться в пределах Франции, всем своим духом еще принадлежавшей средневековью. В сущности, на первых порах "прививка латинизма" и дала чисто внешние плоды. О чем-либо близком по существу к свободному, вдохновенному творчеству Микель Анджело не могло быть здесь и речи. Все свелось к внешне красивому подражанию.

Менее всего можно было ожидать "углубления" художественного творчества от самого Россо, целиком занятого какой-то эквилибристикой форм, какими-то стилистическими упражнениями. Но свою школьную пользу эти упражнения, несомненно, принесли. Сам Россо не дал ничего жизненного, горячего, захватывающего. Не дали этого и его ближайшие сотрудники и преемники: такой изощренный мастер, как Приматиччо54, или такой элегантный виртуоз, как Аббати55. Но среди французов с течением времени нашлись ученики, опередившие учителей. На первом месте среди них стоит живописец Жан Кузен; далее необходимо отдать должное целому ряду прелестных мастеров, уже вполне "латинистов", давших книжные иллюстрации; наконец, в архитектуре и скульптуре влияние итальянцев сказалось на образовании таких подлинных гениев, как Филибер Делорм и Жан Гужон. После того французскому искусству оставалось сделать еще один шаг, чтобы "достичь Пуссена".

Примечания

52 Джованни Баггиста Россо родился 8 марта 1494 г. во Флоренции. Согласно Вазари, художественным образованием он обязан изучению картин Микель Анджело в Синьории, в общем же был скорее автодидактом. Рим он посетил в 1514 г. и здесь пробыл до "Sacco" 1517 г., после чего через Перуджию отправился в Борго и в Ареццо, откуда принужден был, вследствие скандала во время богослужения, бежать в Венецию, к Аретину. Около 1531 г. он исполнил свою заветную мечту и переселился во Францию, где вскоре при дворе Франциска I Р. занял выдающееся положение, награжденный каноникатом при Sainte Chapelle в Париже и громадными доходами. Кончил жизнь, однако, Россо (в 1541 г.) самоубийством в припадке отчаяния, вследствие обвинения его друга, флорентийского живописца Франческо Пеллегрино.

53 Между прочим, в 1540 г. Приматиччо (о нем ниже) был отправлен в Рим для снятия слепков с лучших античных статуй. При помощи этих форм были затем вылиты бронзовые статуи, которые теперь в Лувре.

54 Франческо Приматиччо родился в Болонье в 1504 или 1505 г. и предназначался своей семьей к торговле. Однако влечение к искусству взяло верх, и в 1525 г. он отправился к Джулио Романо в Мантую, где Франческо состоял при великом художнике в течение шести лет, совершенствуясь в живописи и скульптуре. По рекомендации Джулио он был приглашен затем во Францию ко двору Франциска I, и здесь, по смерти Россо, ему досталось руководство всеми художественными работами и, в частности, окончанием отделки Фонтенеблосского замка, начатого Россо. В 1539 г. он - "valet de chambre", в 1544 г. он награждается богатым аббатством св. Мартина и с этих пор значится под титулом "Fabbe de S. Martin". Сотрудниками Приматиччо были младший Баньякавалло, Руджери, Доменико дель Барбари, Просперо Фонтана и, наконец, самый знаменитый среди них, Пикколо Аббати да Модена. 12июля 1559 г. Приматиччо назначен официальным "surintendant des batiments". Умер он между 2 марта и 14 октября 1570 г.

55 Никколо ди Джованни Аббати родился в Модене в 1512 г.; он был учеником скульптора Бегарелли, находившегося в приятельских сношениях с Корреджо. Первое время А. работал (в сотрудничестве с Альберто Фонтана) в Модене, затем переселился в Болонью, где им исполнен ряд декоративных работ. 25 мая 1552 г. он покидает Болонью и отправляется во Францию. Фелибиен ("Entretiens sur la vie et les ouvrages des peintres", Londres, 1705) считает, что французское искусство обязано ему и Приматиччо тем, что они "принесли с собой римский вкус и прекрасную идею античных скульптуры и живописи". Умер Никколо в 1571 г. Из работ Аббати, сохранившихся на родине, нас сейчас может интересовать его полная своеобразной, но несколько поверхностной романтики серия фресок с античными сюжетами в Моденской Пинакотеке (из замка Скандиано), а также его небольшой восьмиугольный плафон там же, очень почерневший, но все еще чарующий своим грациозным вымыслом. Изображает он общество молодых людей, собравшихся тесным кругом и смотрящих вниз на зрителя. Задача, аналогичная той, которая пленила Мантенью в плафоне Camera degli sposi Мантуанского замка и Гарофало - в одной из зал дворца Тротги-Эстензе (ныне семинарии) в Ферраре.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.