Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XII - Адам Эльсгеймер

1 - Великий реформатор

Адам Эльсгеймер. Сын Товия с Ангелом.

Влияние натурализма на бытовую живопись мы проследили в двух предыдущих главах и лишь попутно касались там пейзажистов. Главным же реформатором пейзажа представляется немец Адам Эльсгеймер, поселившийся в последние годы XVI в. в Риме и пожелавший взглянуть на природу в целом с той же простотой и непосредственностью, которые отвечали главным художественным требованиям программы натуралистов". Успех, которым Эльсгеймер пользовался в художественной среде, не спас нелюдимого человека от долговой тюрьмы, повлекшей за собой болезнь и раннюю смерть. В полном расцвете сил умер глава натурализма - Караваджо, и еще более молодым покинул жизнь год спустя его лучший "сподвижник" Эльсгеймер. Однако оба художника успели сделать свое дело. В значительной степени именно благодаря их защите правды была спасена живопись, как от виртуозного маньеризма, так и от холодной школьности183.

Чтобы сразу понять близость Эльсгеймера к Караваджо, нужно, оставив в сторону ранние картины мастера, в которых он подражает Конинкслоо, Брилю и Франкену, обратить внимание на его маленькую картинку в Дрездене "Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды". В то же время эта удивительная, единственная в своем роде картина служит как бы связующим звеном между Корреджо, Бассано, Хонтхорстом и Рембрандтом. Примыкает она к Караваджо в том, что мифологическая сцена представлена так, как будто Эльсгеймер подглядел ее в окно какой-либо убогой таверны. Это совершенно бесхитростная и непосредственная копия с натуры художника, влюбленного в жизнь и презирающего ухищрения школьных условностей. Караваджо сам славился своими ночными "свечными" эффектами, и мы видели массу картин его последователей, которые прибегали к освещению факелами, свечами и лучинами с целью правдиво передать настроение чего-то замкнутого и поэтично-обыденного. Однако отличается от Караваджо Эльсгеймер тем (и это определенно указывает путь к Рембрандту), что он не сосредоточивает всего своего внимания на фигурах, на действующих лицах, но прилагает особенное старание на передачу окружающей их обстановки. Он, словом, создает среду, "атмосферу", и в этом сказывается природный пейзажист; в то же время совершенно отчетливо выявляется его большая интеллектуальная зрелость в сравнении с некоторой ограниченностью Караваджо.

А. Эльсгеймер. Бегство в Египет. Мюнхенская Пинакотека
К сожалению, картин Эльсгеймера сохранилось мало, и его деятельность далеко еще не освещена подобающим образом. В начале своего пребывания в Риме он как будто только учился (известие о том, что у него уже был ученик во Франкфурте, не встречает доверия), и мы видим ряд картин, принадлежащих, вероятно, к 1590-м гг., в которых он идет следом то за Франкеном ("Св. Павел в Листре" - музей во Франкфурте), то за Роттенгаммером ("Встреча Моисея" - Германский музей в Нюрнберге), то приближается к Брилю и к Конинкслоо (прелестная картина "Проповедь Иоанна Крестителя" в Мюнхенской Пинакотеке). Но затем у Эльсгеймера исчезают излишняя цветистость, манерность освещения, приблизительность и отсебятина в фигурах, и он переходит к тому характеру творчества, который и рисует его нам как достойного предтечу Рембрандта, как беззаветного поклонника натуры. Возможно, что именно этот перелом в творчестве Эльсгеймера отогнал от него поощрителей и поверг его в непосильную борьбу с нуждой. Сохранились, во всяком случае, сведения (которым нет причины не верить), что он вынужден был одно время скрываться от кредиторов в руинах и пустынных местах, и, действительно, чем-то вроде пустынного молчания, тихой, сладкопечальной сосредоточенности веет от его маленьких картинок, точно в черном выпуклом зеркале, в чарующем сокращении отражающих красоту Кампаньи.

Примечания

183 Adam Elsheimer, сын портного из Wьrstadta, крещен 18 марта 1578 г. во Франкфурте; ученик Филиппа Уффенбаха; юношей отправился в Италию и здесь, согласно сомнительным сведениям, в Венеции, состоял одно время учеником Роттенгаммера; не более достоверным представляется и другое сведение, встречающееся у историка XVIII в., - что уже в 1597 г. Paul Juvenel был учеником Э. во Франкфурте; во всяком случае, констатировано, что в 1600 г. Эльсгеймер жил в Риме, где он и женился, согласно Балионе, на шотландке, согласно Зандрарту - на римлянке; "кошт" Э. получал от папского двора, и это наводит Зейбта на очень приемлемое предположение, что Э. перешел в Риме в католичество; умер мастер от болезни желудка в 1610 г. (а не в 1620 г., как это считалось раньше); последние годы его были омрачены нуждой и долгами, за которые ему пришлось идти в тюрьму. Учениками Э. считаются: Д. Тенирс-Старший, Томан, Ластман, Пейнас и граф Гендрик Гоудт. Последнему художнику-любителю, жившему в Риме с 1607 г., Голландия главным образом обязана своим ознакомлением с творчеством Э.; возвратясь в Голландию из Италии, Гоудт привез с собой в Утрехт ряд картин своего друга, и некоторые из них были им гравированы. Лучшие картины Э. находятся в музеях Берлина, Дрездена, Лувра, Эрмитажа, Мюнхена (среди оригиналов и копия Кнупфера с очень популярной картины мастера "Похищение счастья"), Кембриджа, флорентийской галереи Уффици, Франкфурта, Вены; прекрасные рисунки в Лувре, Франкфурте и в др. местах. Учитель Эльсгеймера, Уффенбах (1566-1639 г.), был учеником ученика Матиаса Грюневальда - Ганса Триммера, и это обстоятельство заставляет Мутера, не без натяжки, вести генеалогию Эльсгеймера от "немецкого Корреджо" Грюневальда. - Произведения Уффенбаха, довольно искусного и интересного живописца переходного времени, находятся в Городском музее во Франкфурте ("Взятие Богородицы на небо", 1599 г. и "Поклонение волхвов", 1615 г.) и в собрании Holzhausen ("Плач Богородицы", 1588 г.).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.