Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Немецкая живопись в эпоху ренессанса
II - Немецкие художники начала XVI века

1 - Объединенные свободой

 

Ганс Балдунг Грин. Ведьма на козле. Цветная гравюра на дереве
Такие колоссальные силы таила в себе жизнь Германии в момент наступления возрождения, доказывает творчество как тех "передовых" художников, которым удалось заимствовать новый мир форм, родившихся в Италии, так даже и тех "отсталых" художников, которым это не удалось. Последним не повредил их "готический вкус", хотя они, видимо, и употребляли большие усилия на то, чтобы освободиться от него; напротив того, он даже сообщает их творчеству особую вескость и глубину. С другой стороны, и вполне ренессансные художники Германии, отразившие стремление своего времени к гармонии, к идеальной мере, к ясности, не утратили, благодаря этому, чувства поэзии характерно-германской окраски. Самым близким, по существу, к Рафаэлю художником - не только в одной Германии, но на всем севере является немец Ганс Гольбейн-Младший.Рядом с ним даже Скорель и Ломбард покажутся "корявыми", ломаными, творения же Гольбейна и в Италии могли бы служить школой изящного вкуса. Невозможно при этом обвинить Гольбейна в измене национальному духу. Разумеется, он уже не проникнут тем религиозным убеждением, которым одухотворено творчество Дюрера; его духовное родство с "Сольтером XVI века" - с Эразмом Роттердамским - сказывается на каждом шагу. Но мы не найдем нигде у Гольбейна легкомыслия, поверхностности - тех черт, которые стали проявляться в современной ему художественной Италии и которых не лишены даже лучшие нидерландцы - тот же Скорель или Лукас Лейденский.

Прежде чем перейти к Гольбейну и к той небольшой плеяде художников, которая вместе с ним означает "золотой век немецкого возрождения", остановимся на нескольких предшественниках этих мастеров и на тех "отсталых", о которых мы только что упомянули. О главных немецких художниках начала XVI века, 

Г. Балдунг Грин. Две ведьмы. Штэдельский Институт во Франкфурте на Майне
о Дюрере, Кранахе, Альтдорфере и Грюневальде, мы уже говорили довольно подробно в первом томе нашего труда; избранный нами вначале прием ознакомления с художественным творчеством посредством изучения пейзажа допускал это по той причине, что названные мастера лучшее дали именно в пейзаже в широком смысле слова, во всем том, что отражает их отношение к природе в целом. Несколько иначе обстоит дело с другими немецкими живописцами того же времени, о которых мы тоже упоминали, но характеристики которых, сделанные нами, были неполными: с Гансом Балдунгом Грином, с нюрнбергцами Кульмбахом и Шеуфелейном, с швейцарцами Графом, Деутшем и Леу; в эту же группу нужно еще включить ульмского мастера Мартина Шаффнера и аутсбургского мастера Гильтингера.

 

Соединить всех этих очень своеобразных мастеров в одну семью (во главе которой можно поставить Дюрера, Грюневальда, Альтдорфера и Кранаха) позволяют две черты, присущие всем им в той или иной степени. От мастеров XV века их отделяет свобода приемов, смелость и разносторонность задач, все то, чем их творчество отличается от цеховой ремесленности, от "живописного мейстерзингерства".

Н. Мануэль Деутш. Вирсавия Базельский музей

 В этих чертах и сказывается их принадлежность к "новому времени". Но и от характерных представителей ренессанса они разнятся тем, что почти совершенно игнорируют классические формы, что и для них не важно наглядное доказательство своей принадлежности к "новому времени", своего знакомства с новой эстетикой, с "хорошей манерой", а важно обнаружение своих личных чувств. В них исчезают всякие следы схоластики, но в то же время они не учреждают нового формального порядка, они не могут служить учителями новых поколений. Более молодые художники, вероятно, относились к ним как к любопытным пережиткам и, может быть, даже отворачивались от них с некоторым презрением, как от чего-то старомодного и смешного. С другой стороны, в чисто техническом смысле эти "дети" могли из творчества этих "отцов" черпать для себя весьма много полезного1.

Николаус Мануэль Жеутш. Св. Анна, заступница от чумы. Базельский музей
Творчество Ганса Балдунга Грина2 является чем-то средним между творчеством Дюрера, Кранаха и Грюневальда. С первым оно связано монументальностью форм, какой-то склонностью к грузному, присущей всем его образам нотой трагизма, доходящей нередко до пафоса. С Кранахом Грин имеет общее в оттенке какой-то обостренной чувственности и в каком-то пренебрежении формальной разработкой. Наконец, зависимость художника от Грюневальда выражается в искании "хитрых" и поэтических световых эффектов. Но именно то, что все эти элементы вполне сливаются в творчестве Грина в одно целое, не позволяет упрекнуть его в подражательности. Черты сходства с другими художниками сделались вполне достоянием самого Грина; они носят явное отражение страстного увлечения и непосредственного обращения к жизни.

Примечания

1 В качестве параллельных явлений в Нидерландах мы можем рассматривать творчество Лукаса Лейденского (до перелома в 1520-х годах), Блеса, Пропоста, Квентина Масейса. Самый же сильный художник аналогичной группы является там гораздо позже - в лице Питера Брейгеля.

2 Hans Baidung Grьn, или Grien, родился около 1480 г. в Вейерштейне, близ Страсбурга, в семье, происходившей из Schwbisch Gmьnd; отец и несколько родственников Балдунга были юристами; возможно, что в 1494 г. Грин познакомился в Страсбурге с Дюрером, а позже состоял помощником последнего в Нюрнберге; в 1507 г. художник в Страсбурге, где в 1508 г. он получает себе право гражданства; в начале 1511 г. Балдунг переселяется в Фрейбург Бризгауский, и здесь он живет пять лет, работая над своим шедевром, главным алтарем собора; в 1545 г. он выбран в члены страсбургского городского совета, но в том же году умирает. Наиболее ранними из дошедших до нас произведений Балдунга считаются две картины 1496 г. в монастыре Лихтенталь, близ Баден - Бадена; далее следуют: триптих с "Поклонением волхвов" в Берлине (1507 г.), алтарь в Фрейбурге (1511-1516 г.), "Распятие" в Берлине (1512 г.), "Мучение св. Доротеи" в Праге (1516 г.), "Смерть и девушка" в Базеле (1517 г.), "Рождество Христово" в замке Ашаффенбурга (1520 г.), "Смерть Марии" в кельнской S. Maria im Kapitol (1521 г.), "Мучение св. Стефана" в Берлине (1522 г.), три аллегории 1523 г. в Штэдельском Институте Франкфурта-на-Майне и в Германском музее, "Лукреция" 1530 г. в Берлинской галерее, "Христос в образе садовника" 1539 г. в Дармштадтской галерее, "Суета" 1540 г. в бывшем собрании Вебера. Из недатированных картин особенного внимания заслуживают: большое "Распятие" и большая "Троица" в Базельском музее и "Потоп" в Бамбергской галерее; ряд рисунков Балдунга хранятся в берлинском Kupferstichkabinete, в Альбертине, в Уффици, в Карлсруэ. Из гравюр мастера особого внимания заслуживают его листы "en clair obscure".

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.