Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
II - Начало возрождения

1 - Квентин Массейс

Квентин Массейс. Положение во гроб. Антверпенский музей

Историю нидерландского возрождения начинают   обыкновенно   с   Квентина Массейса4, родившегося в Лувене, но работавшего преимущественно в Антверпене. Роль вождя ренессансного движения можно и оставить за этим художником, но лишь окружив такую характеристику большими оговорками. Определенно ренессансных форм мы еще не найдем у него, и можно лишь говорить о том, что в зрелый период творчества, в двух его знаменитых шедеврах: в "Алтаре св. Анны" 1509 г. (Брюссельский музей) и в "Погребении Христовом" 1511 г. (Антверпенский музей) чувствуется иной дух, нежели тот, что царит в картинах предполагаемого учителя Массейса, младшего Боутса, и в картинах, приписываемых раннему периоду деятельности самого мастера. Архитектура в "Алтаре св. Анны" (особенно в портике, под которым восседает Святая Родня) в своих составных частях еще средневековая, но остроту и мелочность поздней готики заменили здесь более закругленные и более "просторные" формы. 

Кв. Массейс. "Святая Родня". Брюссельский музей
Поражает также крупный формат этих картин, необычайная величина фигур на них и несомненное желание придать движениям плавность, а типам - мягкость. Складки одежд еще довольно остры, но исчезла все же их прежняя резкость и деревянность. Сам пейзаж на "Погребении" - в характере романтических горных пейзажей "стиля Патенира" - достойным образом предвещает пейзажи Питера и Яна Брейгелей, Пауля Бриля, Руланта Саверея и Иодокуса Момпера, обладая притом известным оттенком итальянизма; мягкость форм и красок в этой части картины наводит на мысль, что Массейс мог видеть картины Беллини и Винчи.

Наиболее существенная разница между картинами Массейса и его предшественников сказывается в подборе красок. Даже у элегичного Мемлинга мы видим ясные цельные кодеры, сопоставленные в наиболее сильных контрастах, при этом наблюдается почти полное отсутствие сознательной заботы об "общем тоне". 

Я. Госсарт Мабюзе. Поклонение волхвов. Национальная галерея в Лондоне

Рядом с Мемлингом картины Массейса могут показаться несколько приторными5, но именно эта черта делала их в свое время особенно пленительными, а получалась она, несомненно, от желания связать краски в один приятный, светлый аккорд при явном старании выказать себя особенно изощренным, "прециозным". Много еще ребяческого и наивного и у Массейса, но, во всяком случае, в нем чувствуется, что он хочет освободиться от этой черты, обнаружить большую зрелость вкуса, нежели та, которую он сам приобрел, следуя заветам родной школы. В этом и кроется причина, почему, несмотря на высокие технические достоинства картин Массейса, они доставляют нам меньше радости, чем произведения его предшественников. В них проглядывает разлад, борьба двух начал. Разглядывая картины Массейса, мы наслаждаемся, пока видим в них "примитив", и нас раздражает все то, что обнаруживает не вполне удачное стремление мастера казаться более передовым.

Такое же отношение у нас и к другим начинателям нидерландского возрождения - как к группе фламандских, так и к группе голландских мастеров, сливающихся до поры до времени в одну сплоченную однородностью идеалов семью. К фламандцам принадлежат: Жан Провост6, Дирк Велерт7, Беллегамб8, Амброзиус Бенсон9,

Госсарт Мабюзе. Святой Лука рисует Мадонну. Вена.

Примечания

4 Quinte, Quentin, или Quentyn Metsys, или Masseis, сын художника-кузнеца Иоссе, родился в Лувене около 1466 г. (в 1494 г. ему 28 лет); первое время и Квентин был кузнецом, но, согласно легенде, требование любимой девушки заставило художника переменить профессию. Возможно, что учителем М. был сын Дирка Боутса, Альберт. В 1491 г. М. поселяется в Антверпене. Наиболее ранними произведениями мастера считаются "Мадонны" в Брюссельском музее и "Св. Христофор" в Антверпенском музее; возможно, что "Pieta" (1505 г.) в Брюссельском музее также принадлежит кисти Массейса. Первое, вполне достоверное произведение М. "Ретабль св. Анны" в Брюссельском музее относится к 1509 г.; в 1511 г. написано большое "Погребение Христа" в Антверпенском музее, происходящее из кафедрали; к 1513 г. - портрет в собрании Андре в Париже; к 1514 г. - луврские "Меняла". Умер М. в конце лета 1530 г. Его сыновья, Ян и Корнель, числятся среди видных представителей нидерландской живописи середины века. Вурцбах выставляет неприемлемую гипотезу, что М. был учеником Шонгауера и сопровождал последнего в его путешествии в Париж, около 1490 г. Он же продолжает считать эрмитажную "Deipara Virgo" произведением Массейса, тогда как слишком много данных в пользу того, что это произведение Провоста.

5 Эта приторная нота, вызванная сопоставлением розовых, светло-голубых и лиловых красок, особенно поражает в ретабле Брюссельского музея и подчеркивается соседством с "крепкими" густыми красками Ультремонтского алтаря. В соответствии с этой изысканностью красок находится изысканная, доходящая до "театрального" пафоса экспрессивность некоторых фигур и тонкая разработка пейзажа. Так, например, сизо-зеленоватый фон, состоящий из скал и замков на них, позади фигуры молящегося в экстазе Иоахима, достоин Яна Брейгеля (в то же время он напоминает своеобразный фон на триптихе испано-нидерландского мастера в собрании графини Е. В. Шуваловой).

6 Jean Provost и in Prеvost родился в 1462 г. в Монсе, кто был его учителем - неизвестно; мастер в Антверпене в 1493 г., но уже в 1494 г. - гражданин Брюгге; в 1498 г. Провост в Валансьене. Художник был женат на вдове Симона Мармиона. В 1520 г. П. руководит убранством улиц Брюгге по случаю въезда Карла V; в 1521 г. он в Антверпене общается с Дюрером. Умер Провост в январе 1528 г. Достоверные картины: "Страшный суд" в музее Брюгге (1524 г.); диптих "Несение Креста" в Hospice civil там же, 1522 г.: "Deipara Virgo" в Эрмитаже.

7 Dirk Jacobsz Velaert, или Dirk v. Staren - мастер антверпенской гильдии с 1511 г.; в 1515-1531 гг. им изготовлены расписные стекла для Kings College в Кэмбридже; 1517 г. помечена картина "Торжество времени" в собрании г-жи Гольдшмидт в Брюсселе. В 1520 г. Д. находится в общении с Дюрером. В 1540 г. изготовляет картоны для кафедрали. Гравюры на меди Велерта принадлежат, вместе с гравюрами Лукаса Лейденского, к лучшему, что создал XVI век в этой сфере.

8 Jean Bellegambe работал в Дуэ. Родился между 1467 и 1480 гг.; умер в 1520 г. В 1520 г. он оканчивает большой алтарь для Anchin (ныне в соборе в Дуэ): в 1521-1526 гг. пишет "Алтарь Непорочного зачатия" (створки в музее Дуэ); в 1528 г. - два алтаря для аббатства St. Vaast в Аррасе. Современники чрезвычайно ценили мастера, и он был занят не только чисто живописными работами, но и заказами картонов для витражей, рисунков для церковного шитья и т. д. Техника Б. несколько резкая, краски наивно - цветистые; замечается склонность к удлиненным фигурам. Принадлежность мастера к ренессансу выражается больше всего в типах. Архитектура - почти исключительно готическая.

9 Ambrosius Benson поступил в гильдию Антверпена в 1519 г., умер в 1550 г. Ему приписывают: "Deipara Virgo" в Антверпенском музее, миниатюру с тем же сюжетом в Мюнхене и алтарь с тем же сюжетом в церкви St. Jacques. Буквами "А. В." помечены картины "Поклонение волхвов" в собрании графа Валенции в Мадриде и "Мадонна" в Германском музее (Нюрнберг).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.