Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Живопись "золотого века" в средней Италии
V - Флорентийские живописцы

4 - Венецианские краски Бартоломео

Однако вскоре мастер решается на более смелую трактовку "декорации" и постепенно достигает большой свободы в этой области. Отметим, в виде примеров, что верхняя часть портика на "Рождестве" 1500 г. (Уффици) уходит за раму, что в "Обручении" не видно антаблемента над нишей (Венский музей), что на "Благовещении" (собор в Вольтерре) не видно потолка прекрасной комнаты Марии, а на первой разрешенной приором картине (1504-1507) "Видение св. Бернарда" (Флорентийская Академия) боковые кулисы почти скрыты, и сцена не содержит всех тех "лишних" подробностей, которыми наделили тот же сюжет художники предыдущего поколения, например, Перуджино и Филиппино Липпи58.

В 1508 году фра Бартоломео совершает поездку в Венецию. Там в эту пору творчество Джорджоне и Тициана находилось в полном расцвете, и даже старик Джамбеллино со всеми близкими к нему был охвачен новыми веяниями. Обыкновенно и стараются подчеркнуть то благотворное влияние, которому фра Бартоломео подвергся в городе св. Марка, и с этого момента отмечают новую эру в его творчестве. На самом же деле фра Бартоломео явился в Венецию уже вполне зрелым художником, которому не у кого и нечему было учиться, и вывез он оттуда лишь несколько более сочное владение красками и кое-какие внешние приемы композиции, как, например, склонность помещать центральные фигуры образов на пьедестал и ставить в виде фоновой декорации архитектурные массы с круглящейся посреди конхой. В остальном он остался тем же строгим и печальным флорентийцем, и лучшим доказательством того, сколь малое значение по существу имела для него эта поездка, служит то, что пейзаж у него почти исчезает вовсе или появляется лишь в виде небольших кусочков, видимых в промежутках между фигурами первого плана59.

Особенно типичным для фра Бартоломео, для его отношения к миру, к природе является одна деталь на знаменитом образе "Воскресшего Спасителя" в галерее Питти (1516 г.)60. Колоссальные не столько по размерам, сколько по стилю фигуры Христа и апостолов выделяются на фоне "венецианской" ниши, которой фра Бартоломео придал чисто-тосканский характер и какую-то унылую монастырскую строгость61. У ног Salvator'a Mundi двое ангелочков держат зеркало, в котором отражается "спасенный мир", т.е. греховная наша земля. Какой бы занятной, прельстительной, пестрой, обильной всякими подробностями представили бы землю кватрочентисты: Пизанелло, Гоццоли, Гирландайо. Напротив того, фра Бартоломео рисует нам с поразительной широтой приема нечто совершенно пустынное, унылое, не Фиваиду падуанцев, а коричневато-зеленые, поросшие травой и кустами холмы, теряющиеся нескончаемыми рядами в голубоватой дали. Один этот пейзаж, эта "юдоль печали", говорит о совершившейся перемене в культуре. Отлетела от тосканского искусства радость жизни в тот самый момент, когда после долгих поисков художники Флоренции нашли все способы полностью ее передавать. На мастерстве же, лишенном отрады, мог вырасти один лишь маньеризм.

Примечания

58 Необходимо обратить внимание и на другие особенности "скучных", холодных, но в полном смысле слова прекрасных картин фра Бартоломео этого периода. В "Рождестве" мы находим еще умбрийско-нидерландский характер пейзажа. Фон позади перуджиновского деревца - совершенный Мемлинк (но только не в тоне). В вольтеррском "Благовещении" архитектура комнаты Богоматери с ее пилястрами и ее барельефом ("Жертвоприношение Авраама") над дверью в сад и прекрасный кватрочентистский пейзаж представляют собой какой-то предел грации и ритма; безупречна при этом перспектива (строго фасовая точка зрения облегчила задачу) и умелое пользование светотенью (определенные падающие слева направо тени). В "Видении св. Бернарда" замечательно выражен простор; город в фоне настолько отодвинут вдаль, что фра Бартоломео мог себе позволить его передать почти импрессионистически, уже без выписывания каждого отдельного предмета.

59 Надо при этом отметить, что эти кусочки свидетельствуют о большом чувстве красоты у фра Бартоломео. Так, восхитительный мотив использован им для фона позади фигур Магдалины и Екатерины Сиенской в торжественном образе Луккской галереи (1509 г.), и, вглядываясь в него, приходит на ум сравнение с пейзажами Джорджоне. Венецианским характером обладает и пейзаж, видимый в глубине безансонского образа "La Vierge en gloire", относящегося, вероятно, к 1512 г.

60 В 1514 г. фра Бартоломео совершил поездку в Рим, где он мог изучить только что оконченные произведения Буонарроти и Санти. В связь с этим путешествием стараются поставить появление "колоссального" стиля и в композициях мастера. Между тем, этой "колоссальностью" вполне обладают и такие произведения, как "Видение св. Бернар да", как помянутые образа в Лукке и в Безансоне и многое другое, и надо думать, что эта черта была в нем прирожденной и что начала она проявляться, как только художник достиг зрелости. Скорее можно считать, что ему многим обязан Рафаэль.

61 Надо заметить, что убранство капеллы, для которой предназначался образ, было чрезвычайно роскошным.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.