Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Венецианская живопись "Золотого века"
V - Тициан Вечеллио: владыка кисти

2 - Сведения о Тициане

Мужественная натура художника сохранила на всю жизнь отпечаток первых впечатлений детства и юности61. Тициан был настойчив и неутомим как воин или как те рудокопы, которые в окрестностях Кадоре искали в горах металлы62. Искусство его не знает "коварной женственности". Оно чувственно, но свободно от всякого рабства, от всякого подчинения. Ряд прекрасных женских типов создан им, но ни один не открывает души Тициана, не говорит об его страданиях и сомнениях, подобно тому, как это мы видим во всех женских типах Джорджоне. Всюду он представляется победителем-Марсом. И как характерно для него, что мы ничего не знаем об его супруге и об его отношении к ней. Не сохранилось ни достоверного портрета этой Цецилии, ни даже какой-либо легенды о ней63. Характерна еще для Тициана его дружба с циником Аретином. Тициан не мог брезгать знаменитым "мировым шантажистом" потому уже, что последний был слишком важен для его дел. Да и вообще Тициан был едва ли очень щепетилен в вопросах общественной морали64. Ему важнее всего было его собственное творчество, постоянное созидание жизненных образов.

С каких годов начинается творчество Тициана, до сих пор не установлено. Есть некоторые основания думать, что он родился в 1477 году, как это говорят его биографы XVII века и как это он сам говорит в одном из писем к Филиппу II Испанскому. Однако, согласно Вазари, знавшему Тициана лично, он родился в 1480 году. Сообразно с этими показаниями одни историки искусства относят первые произведения Тициана к 1503, другие - к 1508 году. За принятие более раннего года, казалось бы, говорит то, что на картине "Якопо Барбаро перед св. Петром" (музей в Антверпене) изображен папа Александр VI, которого будто бы после смерти его (в 1503 г.) уже никто не решился бы изобразить. Однако забывают при этом, что заказчик имел основание питать личные чувства признательности к Александру VI и что вообще этот ужас перед папой Борджиа не мог быть особенно сильным в венецианцах, научившихся, напротив того, ненавидеть преемника Александра, своего политического противника, Юлия II65.

Как бы то ни было, но сведения о Тициане выходят из области гипотез лишь с момента, когда он появляется в качестве сотрудника Джорджоне в росписи Фондако деи Тедески (1508 г.). Вазари, издавший свою книгу при жизни Тициана, указывает при этом на то, что мастер бросил манеру своего первого учителя Джамбеллино именно под впечатлением творчества Джорджоне, которому он стал подражать так успешно, что вскоре его картины стали смешивать с картинами старшего собрата. Могло это произойти незадолго до начала росписи Фондако, и, вероятно, столь ярко обнаружившееся дарование Тициана побудило Джорджоне обратиться к нему за помощью. До нас дошли сведения и о досаде Джорджоне, когда успех превзошел ожидания. Приходилось, по недоразумению, слышать восторженные похвалы, относившиеся к работе Тициана, что привело даже к разладу между художниками66.

Примечания

61 Тициан, переселившись в Венецию, остался верен своей родине, часто навещал Кадоре и даже написал в местной церкви прекрасный образ "Рождества Христова", известный нам только по копии в галерее Питти и по гравюре Больдрини.

62 С 1525 г. отец Тициана, Грегорио Вечелли, состоял заведующим приисками в Кадоре.

63 Из письма Бенедетто Аньелло к коменданту Мантуанского замка (6 августа 1530 г.) мы узнаем только, что "наш мастер Тициан совершенно безутешен из-за смерти своей жены, которую похоронили вчера". Тяжелое меланхолическое настроение продолжа лось более месяца, но уже 4 октября тот же Аньелло сообщает о возвращении к Тициану бодрости, а затем и о возобновлении его творческой деятельности. Легенда о романе между Тицианом и дочерью Пальмы, Виолантой, не имеет никакого исторического обоснования, но не совсем красивая роль, которую играет в этой легенде мастер, может, пожалуй, служить для характеристики его нравственного облика. Из письма Аретина к Сапсовино (в январе 1553 г.) мы узнаем об отношении Тициана к куртизанкам: "Меня удивляет в нем то, что кто бы они ни были, где бы он их ни встретил, он ухаживает за ними, он старается их поцеловать, он их занимает всякими иными юношескими шутками, но никогда не идет дальше. Мы должны были бы исправиться, следуя его примеру". (Aretino "Lettere", изд. 1609 г., т. VI).

64 Надо при этом заметить, что Аретин был изысканным знатоком искусства и человеком, несомненно чутким к красоте. Ему принадлежит одно из самых картинных описаний венецианской жизни (письмо к Тициану в мае 1544 г.), и нам особенно ценным представляется то место, в котором "первый журналист" говорит о развертывающемся перед глазами его пейзаже и о красках вечернего неба. Место это скорее напоминает те изысканные описания, которые принадлежат перу Фромантэна или Лота, нежели писателю XVI века. Так любоваться природой, вероятно, научил Аретина Тициан, но для объяснения их отношений важно, что первый оказался восприимчивым к подобному "учению".

65 Возможно, что антверпенская картина написана около 1509 года. В ней Тициан уже вполне зрелый и самостоятельный художник, хотя и придерживающийся некоторых приемов Джорджоне. Заметим, что и на картине Тициана "Мадонна семьи Пезаро" в венецианской церкви "Фрари" св. Георгий изображен со знаменем, на котором красуется герб Борджиа, между тем, эта картина окончена в 1526 году.

66 Биограф Тициана в XVII в., его внучатый племянник Тицианелло, старается снять с памяти Джорджоне обвинение в какой-то зависти и, напротив того, утверждает, что Джорджоне гордился своим учеником. Одно другому могло и не мешать. Джорджо не, при благородстве своего характера, не мог возненавидеть своего младшего товарища за успех - он мог и гордиться этим успехом и все же избегать дальнейшей совместной работы. Напомним еще раз утверждение Дольче, что Тициан поступил к Джорджоне, будучи еще юношей.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.