Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
V - Художники академического типа

2 - Художники из Милана

Нельзя всецело к академистам отнести и других художников Венецианской области, которых мы лишь с оговоркой перечисляем в настоящей главе: брешианца Дзанимберти55, бергамца Сальмеджию56, равеннца Маттео Инголи (1587-1631), веронцев Лигоцци57, Турки58, вичентинцев Алессандро Маганца (1556-1630) и Карло Ридольфи59, венецианцев Джов. Контарини (1549-1605), Пьетро Маломбра (1556-1618), Марко Понцоне (1630-е г.), Фумиани60, Дзанки61, Грегорио Ладзарини62, Дж. Б. Питтони63, Доменико Маджото (1713-1794) и Джамбаттиста Чиньяроли (1706-1770). Каждый из них мог, рядом с церковными картинами очень ординарного характера, создавать вещи, полные жизни и красоты и, по крайней мере, внешнего блеска. В частности, плафон Фумиани в S. Pantaleone и картина Ладзарини в венецианском S. Pietro di Castello, если и не могут тягаться со спектаклями великих венецианских декораторов XVI в. или с Тиеполо, то все же это далеко не скучная церковная живопись, а произведения, принадлежащие к эффектнейшим порождениям барокко, достойные числиться в потомстве искусства Веронезе. Отчасти к "венецианцам" принадлежит и "патер Поццо", родом из Триента, занимающий, однако, в истории декоративной живописи слишком выдающееся положение, чтобы о нем говорить в этом месте.

Джованни Баттиста Креспи. Святой Георгий, дарующий душу.

В Милане, давшем в конце XVI века одного из величайших реформаторов истории живописи - Караваджо, процветал и ряд художников академического типа, отличавшихся как большой свободой в технических приемах, так и изящной сдержанностью в композиции. Развитию своеобразной академической школы способствовало здесь временное пребывание строгого болонца Тибальди, грациозных виртуозов Бароччио и Федериго Цуккаро, а также изобретательных композиторов-кремонцев - братьев Кампи, расписавших своими элегантными фресками стены и потолок одного из прелестнейших зданий позднего ренессанса - церкви S. Paolo.

Наиболее своеобразными художниками Милана и его области являются два брата Прокаччини, в молодых еще годах переселившиеся сюда из Болоньи, а также отец и сын Креспи. Камилло Прокаччини приближается к общему "вазариевскому" типу художников чинквеченто, но в изумительной технической легкости и в сочных красках он обнаруживает недюжинность своего дарования. Второй Прокаччини - Джулио Чезаре - из всех мастеров барокко, поставивших себе в образец изящество Пармеджанино, наиболее гибкий и наиболее приятный по краскам. Для него ничего не стоит сплести хитрейший орнамент из фигур, а приемы его живописи поражают своей плавностью64. Иногда Джулио Чезаре удаются и красочные задачи. При взгляде на некоторые его картины, приходят на ум Тинторетто и Греко, и, однако, о каких-либо заимствованиях или влияниях не может быть речи. При всем том мастером не создано ни одного произведения, в котором он трогал бы зрителя, в котором сказывалось бы, что художник что-либо "прочувствовал". Даже в тех "Мадоннах", в которых он как будто искал способы передать радость материнства (две подобные картины в Эрмитаже), забота о формальной задаче, "орнаментная сторона дела" брала у него верх над содержанием65.

Примечания

55 Filippo Zanimberti родился в Брешии в 1585 г.; воспитывался в Венеции под руководством Санта Перанда; умер в 1636 г. Шедевром мастера является аллегория в зале "Quarantia" Дворца дожей, выдержанная в прекрасных серых, близких к Бононе и Фети тонах.

56 Enea Talpino, прознанный "Salmeggia", "Salmezza" и "Salmasia", родился около 1546 г. в Сальмеджии, близ Бергамо; ученик Кампи в Кремоне и Прокаччини в Милане; наиболее удачно подражал Рафаэлю; умер в 1626 г. в Бергамо. В галерее родного города висит его шедевр "Усекновение главы св. Александра"; там же имеются его превосходные рисунки.

57 Jacopo Ligozzi родился в Вероне около 1543 г.; ученик П. Веронезе; жил во Флоренции, состоя хранителем галереи герцога Фердинанда II. Прекрасная картина мастера "Мучение четырех коронованных" находится в Равеннской Пинакотеке; другие образцы его живописи в Веронской Пинакотеке ("Передача ключей дожу", 1600 г.), в церкви "dei Conventuali" в Песше, во дворике флорентийского монастыря Ognisanti, в церкви S. Maria Novella там же. Ряд красивых рисунков мастера в Лувре. Племянник Якопо Бартоломео (1550-1620) писал жанровые сюжеты и цветы.

58 Alessandro Turchi, прозванный "Alessandro Veronese" или "il Orbetto" (благодаря тому, что в детстве он служил проводником своему слепому отцу), родился в Вероне в 1582 г.; поступив краскотером к младшему Брузазорчи, он обнаружил крупное дарование. По смерти первого своего учителя, Турки перешел, двадцати трех лет, к караваджисту Карло Сарачени. В обществе двух других веронских живописцев мастер отправился в Рим, где он задался целью соединить приемы венецианской и среднеитальянской живописи. Последнее время Турки также жил в Риме. Специальностью художника была живопись на агате и на мраморе. Умер Т. в Риме в 1648 г. Наиболее мощные картины этого академика находятся в Лондонской галерее и в Лувре. Произведения его ученика и подражателя, Джованни Ческини, часто сходят за оригиналы Турки.

59 Carlo Ridolfi родился в Виченце в 1602 г., умер около 1660 г. в Венеции: ученик Алиензе; имя Р., художника скорее посредственного, осталось в истории главным образом благодаря его историческим книгам, среди которых незаменимым источником сведений о венецианской живописи является: "Le maraviglie dellarte ovvero le vite desillustri pittori veneti e dello stato", Venezia, 1648.

60 Giovanni Antonio Fumiani, наиболее сильный из художников венецианского барокко, родился в Венеции в 1643 г., получил художественное образование в Болонье, но окончательным совершенствованием обязан изучению Паоло Веронезе и влиянию Луки Джордано. Умер Ф. в 1710 г. Шедевром мастера является гигантский плафон в S. Pantaleone; другой, очень почерневший, плафон им исполнен для церкви S. Rocco; прекрасные картины Фумиани украшают стены церкви S. Zaccaria.

61 Antonio Zanchi родился в Эсте в 1639 г.; ученик Ф. Руски; умер около 1722 г. в Венеции. Шедевром этого превосходного техника и красивого колориста является большая картина "Чума 1630 г." на лестнице Scuola di S. Rocco в Венеции.

62 Gregorio Lazzarini родился в Виллануове в 1657 г.; ученик генуэзца Франческо Розы, работавшего одно время в Венеции; Л. никогда не покидал севера, но слава его была распространена по всей Италии, и даже строгий Маратти, отдавая ему должное, отказался в пользу Л. от заказа, предложенного ему венецианским правительством. Картины мастера имеются в нескольких венецианских церквах во Дворце дожей и в Академии. Умер Л. в Венеции в 1735 г. 63 Giovanni Battista Pittoni родился в Венеции в 1687 г. (или в Виченце в 1690 г.); ученик своего дяди Франческо; умер в 1767 г. Картины его в венецианских церквах S. Eustachio, S. Cosmo, S. Stefano; две великолепные композиции в Дрезденской галерее; близка к ним необычайно пышная картина "Смерть Софонизбы" в собрании Е. Ц. Кавос в Петербурге.

64 Одним из шедевров мастера в смысле живописи является "Сон св. Иосифа" в Берлинской галерее - картина, которую легко принять за произведения Бононе или Фети.

65 Младший Прокаччини, Эрколе (1596-1676), принадлежит тоже к блестящим композиторам барокко.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.