Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
IV - Разрушение стереотипов

2 - Ланселот Блондэль. Питер Коуке

Странную несправедливость совершала до сих пор история искусства по отношению к высокодаровитому художнику, признавая за ним заслуги в скульптуре и почти игнорируя его как живописца, несмотря на то, что как раз Блондэль, благодаря нескольким достоверным и датированным произведениям, для нас более ясен, нежели, например, полумифический Иосс ван Клеве. Объясняется эта несправедливость тем, что картины Ланселота с первого взгляда производят впечатление каких-то изделий художественной промышленности - не то проектов для золотых дел мастеров, не то хоругвей или риз. Однако стоит внимательнее вглядеться в эти произведения не только потому, что они собой представляют как бы энциклопедию форм северного ренессанса, но и потому, что фигуры и пейзажи, включенные в эти "орнаментные оргии", принадлежат к самому внушительному и стилистически "чистому" из всего того, что создала эпоха возрождения в странах германской культуры. Фигуры на образе в брюггской кафедрали St. Sauveur достойны, по своему спокойствию и строгости, измышлений Беллини, Чимы и Монтаньи, а Мадонна на том же образе - одна из лучших парафраз типа, созданного флорентийцами и римлянами XVI в. Не менее прекрасна царственная фигура св. Петра на картине в Брюссельском музее, и совершенно изумительны по грации группы "Благовещения" и "Встречи", а также фигурки играющих ангелочков на образе в кафедрали Турнэ, с основанием, приписываемом Блондэлю, но имеющим черты сходства и со Скорелем. Скореля и, еще более, итальянские прототипы последнего Гарофало и Перуцци напоминают на этих образах и прекрасные пейзажи, которым Ланселот как будто не придавал большого значения, но которые заслуживают полного внимания27. Вообще много общего между обоими мастерами, но едва ли можно в данном случае говорить о влиянии одного из них на другого, если только не принять шаткой гипотезы о годах учения, проведенных Скорелем у одного из Корнелисенов в Антверпене28.

Бернар д
Помянутый образ в Турнэ приписывается Hymansoм и другому прославленному мастеру нидерландского возрождения - Питеру Коуке из Алоста, о котором мы уже имели случай говорить в главе о Питере Брейгеле. К сожалению, вопрос о характере творчества Коуке и об его художественных достоинствах остается для нас неразрешенным ввиду того, что вполне достоверных произведений его кисти не сохранилось, а ныне от него отнимают даже ту картину в Брюссельском музее - "Тайная вечеря", - которую еще Гольциус выгравировал с упоминанием авторства Коуке. Последняя картина, во всяком случае, не вполне оправдывает восторгов современников перед мастером29. Вертлявые позы фигур выдают недостаточно воспитанный вкус, типы скорее вульгарны, и лишь в строгой симметрической декорации с ее антикизирующими барельефами можно отметить известное искание пуризма в духе итальянских перспективистов. Коуке представляется нам более выдающимся художником в своих рисунках к витражам30, и несомненно, что в распространении ренессансных идеалов в Нидерландах он играет одну из первых ролей хотя бы изданием сочинений Витрувия и Серлио, ставших необходимыми пособиями для всех архитекторов и живописцев.

Примечания

27 Превосходный пейзаж с руинами и горами, открывавшийся под аркой на образе в Турнэ, служит сценарием для "Поклонения волхвов", представленного крошечными фигурками на втором плане. В образе церкви St. Jacques (1523 г.), позади фигур сцены "Мучения св. Козьмы и Дамиана" (содержащей реминисценции и Дюрера и флорентийцев), открывается далекий приморский вид. Наконец, в образе брюггского St. Sauveur (1543) за гирляндами фруктов под фигурой Богоматери, восседающей на арке, мы видим прелестные, очень правдиво передающие натуру холмы, выделяющиеся на фоне светлого неба.

28 Со Скорелем Блондэль встретился при реставрации Гентского алтаря ван Эйков, произведенной обоими славнейшими в свое время мастерами с благоговением и величайшей тщательностью (как кажется, ими только несколько изменен характер пейзажа в картине "Христово воинство"). Это, однако, происходило в 1550 г., когда обоим художникам шел шестой десяток лет. Не исключена еще возможность, что Блодэль и Скорель встретились в Риме, но само путешествие Блондэля в Италию принадлежит к недоказанным гипотезам. Укажем тут же, что третьему корифею нидерландской живописи XVI в., Михиелю Коксие, досталось по заказу Филиппа II сделать копию с Гентского алтаря, что и было исполнено этим завзятым "классиком" с чрезвычайной тщательностью и, так сказать, самоотверженностью.

29 Мы не видели варианта этой картины, находящегося в собрании герцога Ретланда и датированного 1527 г. Оказывается, что этот вариант отличается большим размером, и совершенно иной техническом трактовкой, нежели те, которые хранятся в Брюсселе (1531 г.), в собрании Ф. Кука в Ричмонде (также 1531 г.) и в музее Люттиха (1530 г.).

30 Нам, к сожалению, приходится, за ограниченностью места, суживать область нашего изучения и почти совершенно не касаться стекольной живописи и шпалер. Однако, несомненно, что обе эти отрасли художественного производства играли в развитии живописных вкусов огромную роль - особенно в Нидерландах и на севере Франции, где мода на витраж и шпалеры достигла своего апогея в XVI в. В значительной мере орнаментальный и архитектурный характер картин Блондэля можно объяснить влиянием всего того великолепия, которое развертывалось по многосаженным окнам соборов, играя не столько роль прозрачных картин, сколько роль "светящейся архитектуры". Шпалерные мануфактуры в Брюсселе и Аррасе являлись в то же время настоящими рассадниками итальянизма; их мастерские превращались в какие-то хранилища итальянской живописи, в которых нидерландские художники могли изучать присланные для воспроизведения на ткацких станках картоны Досси, Джулио Романо и самого Рафаэля.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.